Top.Mail.Ru

Ребенок на гормонотерапии.

Ребенок на гормонотерапии. Автор: Вероника Кантеева, психолог фонда и детского онкоцентра Перми.



Сегодня затронем очень важную, объемную и актуальную для многих подопечных фонда «Берегиня» тему. Ребенок на гормонотерапии.

Вопрос большой, потому не уместится в рамках одного поста – разделим по блокам:
1. Что это такое?
2. Психологические особенности детей, проходящих курс гормонотерапии.
3. Как помочь ребенку на гормонотерапии?


Что такое гормонотерапия?



Данный вид терапии используется при различных заболеваниях, имеет разные цели и предполагает использование гормонов и их искусственных аналогов.

Гормоны - это природные вещества, которые вырабатываются железами внутренней секреции нашего организма. Их сеть называется эндокринной системой. Гормоны перемещаются в кровотоке и действуют как посланники между разными частями тела. Они выполняют множество функций, одной из главных является контроль роста и активности определенных клеток и органов.

То есть гормоны - это наши помощники и неотъемлемая часть системы нашего организма. Но так вышло, что некоторые формы рака используют гормоны как средство роста и тогда гормональная терапия направлена на то чтобы блокировать их работу. Также терапия может менять и варьировать уровень гормонов в организме.

Виды гормонотерапии
При лечении онкологических заболеваний применяют различные виды гормонотерапии:
1) хирургическое вмешательство - удаление гормонопродуцирующих желез;
2) лучевая терапия - облучение гормонопродуцирующей ткани и тем самым прекращение работы по выработке этих веществ;
3) лекарственная терапия - прием лекарственных препаратов.

Так же выделяется заместительная, блокирующая и стимулирующая терапия. Заместительная направлена на то чтобы замещать гормоны, которые не может выработать сам организм. Блокирующая – блокируют выработку гормонов, а стимулирующая - используется при необходимости активизировать работу пораженного органа.

Применение лекарственных гормональных средств показано при раке грудной железы, простаты, яичников, меланоме, матки, надпочечников. Препараты назначают при лимфоме, лейкозе и после хирургического вмешательства, направленного на удаление рака эндокринной железы.
Лекарственные средства подбирает лечащий врач в индивидуальном порядке. Также в соответствии с установленным заболеванием определяется схема приема.

Кажется, все ясно: гормоны – необходимые нашему организму вещества, но могут стать пособником опасного заболевания. Врачи выбирают форму лечения и назначают терапию, которая поможет оптимизировать количество вырабатываемого железой гормона. Но мы вернемся к психологии - в чем же особенность переживания гормонотерапии с эмоциональной точки зрения? Почему детям и взрослым стоит такого труда пережить этот, даже небольшой лечебный курс?

Психологические особенности поведения ребенка на гормонотерапии.



При изучении литературы я столкнулась с двумя противоположными на это счет мнениями: первый говорит о том, что лечение гормонами (в т.ч. замена, блокировка или стимуляция выработки гормонов) не оказывает никакого влияния на психологические процессы человека и не может быть источником изменения психоэмоционального фона человека. Другой вариант говорит как раз о явных и ощутимых последствиях этой терапии для психологического состояния больного.

Просмотрев большое количество источников, мне так и не удалось получить однозначный ответ: является ли психоэмоциональная подавленность результатом именно данного вида лечения, или же комплекс всего пройденного пути к здоровью отнимает так много сил и энергии у человека, что общий эмоциональный фон снижается.

И все же мы обратим внимание на то, как может проявляться эмоциональный спад в поведении и общем состоянии ребенка.

Выделяют ряд физических и психологических побочных явлений. К физическим относятся: высокая утомляемость, боль в конечностях и хрупкость костей, снижение уровня гемоглобина, изменение метаболизма ведет к росту жировой массы, повышенное потоотделение, ухудшение работы желудочно-кишечного тракта.

В психологических выделяют: спад настроения, депрессивное состояние, раздражительность, ухудшение памяти и внимания, нарушения сна и резкие перепады настроения.

Учитывая ряд побочных эффектов, отражающихся на физическом самочувствии ребенка, не удивительно появление и описанных ниже психологических. Ребенку может быть тяжело спать, его могут мучать боли в конечностях и животе. Дети подросткового возраста могут переживать по поводу изменения тела, внешнего вида. Так же дети с 11 до 18 лет склонны к оценке своего текущего состояния и на фоне пониженного эмоционального фона могут определять уровень своего здоровья ниже чем он является на самом деле, или даже признавать его фатальным. Дети более младшего возраста испытывают естественные затруднения с определением своих эмоций и чувств, и, конечно, с их управлением. Им сложно выразить свои страхи или злость, им сложно понять, что они чувствуют и что с этим делать.

На первых этапах лечения некоторых видов рака, гормональная терапия длится до 36 дней. Она может отражаться на ребенке всеми перечисленными выше проявлениями. Важно учитывать, что здесь к ним примешивается также растерянность из-за постановки диагноза, тяжелая адаптация к процессу лечения, переживания родителей и страхи за собственную жизнь. Поэтому очень важно на этом этапе прислушиваться к переживаниям ребенка и научиться его поддерживать и успокаивать. После прекращения применения гормонов эти эффекты постепенно исчезают.

Как помочь ребенку на гормонотерапии?



Рассмотрим мы способы и техники, которые в домашних условиях можно проводить для стабилизации психоэмоционального состояния в этот нелегкий период.

Вообще очень важно понимать, что депрессивное состояние здесь может быть только побочным эффектом гормонотерапии, а значит, силы нужно бросить на то, чтобы максимально «безболезненно» ее прожить.

Итак, выделим несколько важных, но несложных в исполнении пунктов:

1. Проговаривайте и озвучивайте ребенку, что с ним происходит. Дайте понять, что его состояние – это результат необходимой для него терапии. Не забывайте подчеркнуть важность лечения и необходимость пройти все его этапы. А вы все это время будете рядом. Фразы: «Я горжусь тем, как ты справляешься с трудностями»; «Ты мой герой»; «Мне жаль, что тебе приходится так много терпеть»; «Я позабочусь о тебе»; «Можешь на меня рассчитывать» будут не лишними на всем пути лечения.

2. Определите комфортный режим дня и старайтесь соблюдать его вместе с ребенком. Зачастую дети подросткового возраста на этом этапе склоны к замкнутости, апатии, депрессивным состояниям, стремятся к одиночеству. Проговорите и придумайте режим дня, который предполагал бы несложные, но приятные для ребенка занятия на весь день.

3. Составьте список дел, которые приносили бы приятные впечатления для ребенка, при этом не затрачивая много физических сил. Это могут быть просмотр фильмов, сериалов, рисование, готовка, легкая физическая нагрузка, такая как пешие прогулки и несложные танцевальные движения. Возможно, ребенку в этот период понравятся неспешные занятия рукоделием.

4. Составить список интересных дел на неделю. Можно сделать это с ребенком еще перед началом курса гормонотерапии. Также можно придумать какое-нибудь увлекательное занятие, которым вы займетесь после курса. Так у ребенка будет мотивация преодолеть этот период и прийти к цели.

5. Используйте техники для преодоления стресса. Есть огромное количество таких методов: начиная от дыхательных и заканчивая телесной терапией. Самый простой – счет от 1 до 10 и от 10 до 1, с выравниванием, в процессе, дыхания. При чувствах раздражения или злости можно мять или рвать бумагу, бить подушки. Снять напряжение также помогут арт-терапевтические методики: рисование своего настроения, своей мечты и т.д. О простых и интересных техниках арт-терапии и способов совладения со стрессом я писала в постах ранее.

Важно дать понять ребенку в этот период лечения и все последующие, что он не один. Ему не придется преодолевать все это в одиночестве, ведь вы рядом и всегда готовы прийти на помощь.

На этом все, спасибо за внимание!

Берегите себя и своих близких!
Ваш психолог.