Помощь ребенку в принятии собственного тела.

Помощь ребенку в принятии собственного тела. Автор: Вероника Кантеева, психолог фонда и детского онкоцентра Перми.



Сегодня постараемся немного окунуться в весьма обширную, но очень важную тему: помощь ребенку в принятии изменений собственного тела. Казалось бы, что тут сложного? Он ведь растет и все происходит своим чередом. Действительно, в норме, при обычных условиях, все происходит естественным образом. Дети сталкиваются с переживаниями по поводу своего роста или телосложения, но как правило успешно их проживают. А если нет? Что если все пошло «не по плану»? Если физические изменения явно не соответствуют нашим привычным ожиданиям? Например, в следствии заболевания, ребенок сильно пополнел или наоборот сбросил вес, потерял волосы. Что если теперь у него не две ноги, а одна? Как помочь принять себя и свое тело таким, каким оно теперь будет оставаться пусть если не на всю жизнь, но на долгий период?

Давайте попробуем разобраться. Для начала, обратимся к терминологии и науке.

В психологии исследования отношения к собственной личности базируются на понятиях «Я-концепция» и «Я-образ», в которых физическое Я является одним из основных компонентов.

Не углубляясь в теорию «Я-концепции» скажу лишь, что это система представлений человека о себе, его психологических установок в отношении себя, которая, к тому же может быть адекватная (соответствует реальности) и неадекватная (не соответствует реальности). Восприятие тела состоит из психического, эмоционального, физического,исторического аспектов.

Вступая в те или иные отношения со своим телом, у человека формируется ряд установок, влияющий на самовосприятие в целом; создается платформа для Я-концепции, являющаяся базисом самоотношения. Нельзя здесь не отметить влияние социума – только при взаимодействии с другими людьми, окружающим миром, человек может по-настоящему увидеть себя, сложить представление о собственной личности.

Наше тело – то, что в первую очередь, при самом первом взгляде оценивают другие люди, более или менее значимые. На этом обобщенном восприятии самим собой и окружающими и формируется отношение к себе, принятие или не принятие собственной идентичности.

Надеюсь, разобрались.

Теперь перейдем к детям. В процессе взросления ребёнок так или иначе постоянно взаимодействует с миром. С течением времени он приобретает информацию об оценке окружающих тех или иных аспектов своей жизни. В определенные моменты жизни эта оценка приобретает для него разную значимость, так в подростковом возрасте, мнение референтной группы является определяющей для восприятия собственной внешности. И родители, как правило, в эту группу не входят. Как часто мы наблюдаем эту «кислую мину» полную недоверия на лице у подростка, когда мама, поглаживая ласковой рукой головку чада, проговаривала «какой же ты у меня красивый мальчик, самый красивый в классе», «ты у меня самая красивая девочка». Дети в возрасте от 12 лет и старше, редко с полной искренностью верят таким похвалам. Зато нечаянный, отдаленный комментарий от одноклассника в отношении фигуры, волос, глаз ребенка, могут надолго засесть в памяти и повлиять на структуру самоотношения подростка в целом.

Я ни в коем случае не говорю, что все похвалы, поглаживания в этом возрасте бессмыслены – обязательно хвалите, поддерживайте, уважайте и признавайте заслуги! Я лишь хочу заметить, что не стоит ждать от своего ребенка гордой фразы в классе – «Я самый красивый, мне мама сказала!».

Примерно к 5-7 годам ребенок может дать полное описание себя по целому спектру измерений. Восприятие себя базируется на реальных умениях, и тесно связано со специфическим окружением и специфическими задачами.

Люди стоят восприятие себя, я-концепцию основываясь на внешней оценке. Таким образом, можно говорить, что основная помощь ребенку в принятии изменений собственного тела будет базироваться на вербальной поддержке референтной (значимой) группы людей – родителей, сверстников, прямого окружения.

Как мы принимаем свое тело? Что думаем о нем? У всех у нас есть некоторое представление о том, как мы выглядим и со временем мы привыкаем к этому образу, признаем его и это отношение к самому себе оказывает влияние и на наше восприятие других. Разумеется, когда происходят какие-то значительные изменения, будь то беременность у женщин или ощутимые колебания веса, нам приходится перестраивать этот свой я-образ. Иногда изменения могут быть настолько стремительными и отличающимися от прежнего облика, что чтобы принять их у человека может уйти не один месяц, а может даже год.

Что же касается детей, то в течении взросления их тело само меняется – с каждым годом все больше и больше, и как правило, это хорошо переносится. Другое дело, когда такие перемены возникают спонтанно, под влияние каких-либо обстоятельств: болезни или травмы.

Давайте поговорим о том, как мы можем помочь ребенку принять свое тело, и что взрослые могут сделать, чтобы облегчить переживания и свои, и детские.

Во-первых, давайте разберемся какие это могут быть изменения. Так как я все-таки являюсь психологом детского онкологического отделения, то, с вашего позволения, мы будем говорить именно об этих детях.

1. Изменение веса, полнота либо сильная потеря массы тела;
2. Выпадение волос;
3. Кожные высыпания, шелушения, стоматиты, проблемы с ногтями, растяжки, синяки;
4. Отеки, припухлости;
5. Послеоперационные или посттравматические шрамы;
6. Сюда же мы отнесем ухудшение памяти и некоторых других когнитивных процессов, так как они тоже отражаются на самовосприятии ребенка, его самооценке и предполагают ограничение возможностей.

Ребенок воспринимает себя как более слабого, неуклюжего человека, который теперь ничего не может, хотя раньше мог все.

Разумеется, при таких условиях очень важно сохранить позитивное отношение к себе. Родители, персонал больницы, окружение могут ему в этом помочь. Давайте попробуем перечислить то, в чем может проявляться такая помощь:

- проговаривание и разговор о чувствах, выражение эмоций – дать ребенку возможность проговорить и выразить весь спектр своих чувств, и говорить о своих. Проявите внимание к его проблемам, признайте его страхи и переживания, не обесценивая: «Что ты из-за этого так переживаешь? Это вообще не главное!»;

- уважать и выдерживать границы – в ситуации лечения, изменений, ребенок чувствует себя очень беспомощным. Над ним постоянно производят какие-то процедуры, которые влекут за собой вот такие видимые эффекты. Так как самооценка у ребенка здесь может снижаться, чувство беспомощности может совсем удручать. Позвольте ребенку выдержать свою личную территорию, проявляйте к ним уважение, с пониманием отнеситесь к желанию ребенка выстроить телесные границы.

- обратитесь к опыту других людей, найдите примеры. Существуют даже тематические ролики в интернете.

- вместе с ребенком поставьте перед собой реалистичные цели и планы. Ориентируйте ребенка на те сильные стороны, которые у него есть, на которые он может положиться.

Иногда, бывает очень полезно проводить «день красоты» - помочь обратить внимание девочке, да и мальчику, на то, что и без волос он или она может быть очень красивыми. Подобрать аксессуары, макияж, подходящий стиль в одежде. Устроить фотосессию.

Конечно, очень важно поддерживающему человеку – родителям, близким, стараться и самим находиться в состоянии собственного спокойствия, демонстрировать стойкость. Быть именно той опорой, на которую ребенок может опереться, при этом не игнорируя своих чувств, не обесценивая переживания.

Будьте здоровы, берегите себя и своих близких. Ваш психолог.